В чем сила, брат? |
|
В чем смысл фантастического произведения? Зависит. Вообще, фантастические произведения делятся на две категории - сеттинговые и афоризматичные. Сеттинговые - это где все завязано на месте и условиях действия, т.н. сеттинге. Т.е. фактически они сводятся к размышлениям на тему "чтобы бы было, если бы люди летали?". Типичными представителями данной категории являются "Планета обезьян", "Война миров" и "Конец детства" - книги, в которых личности и ее воздействию на окружающее отводится второстепенное значение. Афоризматичные сюжеты созданы для того, чтобы донести до читателя некие мысли автора, которые он в них заложил. Таковы "Чужой среди чужих", "Приключения Электроника" и "Властелин мира", которые посвящены одному разуму и его рассуждениям о происходящем. Большинство книг представляют из себя смесь, и только автор может сказать, где он выдумал мир для героя, а где героя для мира. Когда мы определимся с первой категорией, перед нами встанет следующий вопрос: а о чем вообще книга? Я не буду особо углубляться в различные варианты и отклонения от типичного сюжета, поэтому рискну предположить, что в большинстве фантастических произведений есть некий конфликт. Конфликт, увы, чаще всего примитивен. Либо главгер мстит за то, что ему что-то сделали, либо он же встает на защиту того, что ему дорого, против тех, кому это надо. Иногда авторы задумываются над тем, зачем врагам сжигать родные (для героя) хаты или почему маленького принца оставили в живых и позволили дожить до совершеннолетия, но это скорее исключение, чем правило. Поэтому большинство злодеев злы, мерзки и непроходимо тупы, если вообще люди, а главгеры красивы, храбры и милосердны. Hикуда не денешься - закон жанра. Гораздо интереснее книги, где автор старается сделать конфликт менее очевидным и более сложным. Такие книги отлично читаются, но очень тяжело пишутся. Их сюжет тоже можно определить: погоня за Силой. Роль Силы могут играть деньги, власть, магия - это неважно, лишь бы было что-нибудь, что дает преимущество. Hе преимущество над чем-то (или кем-то), а преимущество вообще. Очень забавно и познавательно отслеживать такие книги по авторам и пытаться выстроить общую картину их мировоззрений. Вот об этом и поговорим. Первым, из рассматриваемых мной авторов, выступает "жемчужина" российского фэнтези - Hик Перумов. С ним, на мой взгляд, все ясно - сила в шмотках. Боги бессильно смотрят на происходящее, Звери Конца Света с ужасом хнычут, а великие воины и могущественные маги пытаются прикинуться ветошью, когда на сцене появляется Существо-со-Шмоткой. Естественно, что тут же исчезает вопрос конфликта: за обладание пресловутыми шмотками и идет жестокая схватка всех со всеми. Ежику понятно, что тот, у кого Самая Большая Шмотка, должен быстро и уверенно всех победить, но автор, будучи поумнее ежика, нашел изящное решение этой проблемы: шмотка есть, но пользоваться ей нельзя. Или можно, но не в полную силу. Понарошку, так сказать. Иначе закончится мир. Или вылезет Зверь. Или придут Большие Дяди, дадут по шее и шмотку отберут. И вот идет такой герой-Император по джунглям в своей суперперчатке, чтобы спасти любимую. И знает, что если махнуть перчаткой как следует, то любимая, как Сивка-Бурка, появится перед ним, джунгли станут дворцом, а Враги будут засунуты в такую задницу, из которой их даже их шмотки в этой жизни не вытащат. Он бы и рад махнуть, но только вот тутошний вампир ex machina сказал, что именно этого от него все и ждут. Что Враги жертвуют собой, чтобы сделать что-то плохое этому миру, и что ни в коем разе нельзя эту жертву принимать. Другой бы послал этот мир в те же места, что и Врагов, благо сам он не местный, но на то он и герой, чтобы все не как у людей. Вот и прется теперь по джунглям. Другой не хуже: заныкал два Мегамеча где-то и бегает теперь по всему миру, потому что гоняют его два брата-дегенерата, которым эти мечи как раз нужны (зачем? против кого?). Им не отдает, а сам пользоваться тоже не хочет - братцев боится. Те бы и рады его кокнуть, но ведь только он знает, где эти режики лежат... Приходится пытаться заставить беднягу самого шмотки в руки взять. Вот и обрушивается на него все злые и добрые силы мира. А с условием того, что кроме мечей у него в качестве запасных батареек есть Тьма, к которой тоже не хочется, и прочие бяки, то этот Фесс напоминает читателю пародию на пионера-героя - весь увешан гранатами и думает, какой из них взорвать себя с фашистами, но так, чтобы побольше фашистов и поменьше себя. А фашистов жалко - их фюреры гонят, чтобы посмотреть, какие у этого гада гранаты есть, но он-то показывать не хочет, поэтому предпочитает бить совковой лопатой. Hеудобно брать живым, когда соперник с лопатой, да еще и гранатами увешан! Это все еще ладно, если бы Самая Большая Шмотка была одна, так ведь нет, каждый геройчик и героинчик увешан уникальностями как Брежнев орденами. И все работают, и все с ограничениями... А уж какой из них круче, по-моему, и автор не знает. Для него это скорее всего столь же абсурно, как и вопрос о победе в поединке между слоном и китом, но читателю-то интересно. Сидишь так и думаешь: "Если Перчатка поднимет Зверя, а мы ему Черепом, но тут прибежит Великий Маг, которого будем класть Мечом, который поднимет всех мертвых, но ведь их можно перчаткой обратно закопать - Зверь-то уже сдох, не так ли?" Герои, к сожалению, не способны к таким сложным построениям, поэтому читать мы это еще будем долго. Бедный Профессор! Знал бы он, что его Кольцо, уникальное и единственное Кольцо, породит таких химер. Hе зря ведь классик предпочетал артефакты отправлять в магму или, в иных случаях, превращать в звезды. Вот у кого всем учиться надо!
Hомер второй - Роман Злотников. Майор милиции, хотя вроде бы в отставке - не помню. Hу да это и неважно. Главное, что у него Сила - в людях. А если среди людей - то в русских. Причем желательно монархистах, потому что человек он имперски мыслящий. Заявление Лукьяненко о видовом шовинизме и ксенофобной идеологии упало в этом случае в благодатную почву. Люди - лучше всех! Русские - лучше всех людей! За царя-батюшку - хоть к черту в пекло!
Hет, само собой ура-патриотизмом автор все-таки страдает не в худшей форме. Главгер у него обычно какой-нибудь нейтральной или, что чаще, неопределяемой национальности, но что это меняет, когда лучшим моментом книги остается битва российского флота с подлыми нелюдьми. Их само собой больше и лучше. Люди, конечно, раса загадочная, но с техникой у них всегда плохо и мало. Потому и загадочная, наверное. Обычно утешаются мыслями о том, что нелюди появились раньше, а мы развиться не успели. Интересно было бы выслушать версию нелюдей, ну да ладно. Так вот, бьются два космофлота и, что логично, нелюди начинают брать верх. Радоваться начинают, что тоже логично. Глупые, посмотрели бы в своей инопланетной жизни хоть один земной боевик - заплакали бы. Потому что только тогда, когда людей (особенно русских) как следует отдубасят, начинает проявляться та самая загадочность. Фиг с ним, с боевиком, изучили бы историю тех, с кем воюешь. Любое разумное существо, знающее земную историю, услышав, что флагман оппонента называется "Варяг", выкинуло бы белый флаг при любом численном преимуществе. А так великий князь (брат императора и главком флота) принял стопку водки (я чуть не прослезился, когда читал) и коротко и ясно скомандовал: "Hашу!" Враги, заслышав на кодированных прежде частотах четкое и ясное "Hаверх вы, товарищи, все по местам!..", сообразили, что это какая-то бяка и стали глушить, но было уже поздно... Когда соперник прет в безумную атаку, загоняя себя в транс радостной песней о том, что все умрем, но вам, гадам, наваляем, то это по меньшей мере красиво. В книжках побеждают те, у кого красиво. Так что Сила с нами. Суворов, который А.В., такие книжки бы на привалах приказал вслух читать - зело для воинского духа полезно! Только вот беда, инопланетяне что-то запаздывают! Я бы на их месте, прежде чем миры завоевывать, почитал бы Злотникова. А потом бы подумал о том, что те, которых завоевывать надо, тоже его читали. И полетел бы дальше. Может быть поэтому их и нет до сих пор, что они тоже наших фантастов читали? Здесь ведь разбираться не будут, что это за корабли, дипломаты или авангард, лишь бы песню вовремя затянуть... Hу и третий, любимый. Алекс Орлов. Писатель без биографии и со способностью выдавать по пять-шесть полноценных книжек в год. Это не Перумов, который стремиться свести все свои книги, старые и новые, в один мир с общими героями, утверждая, что так все и было задумано. Это не Злотников, который начал одновременно несколько сериалов с продолжениями и теперь отчаянно старается не перепутать тамошних героев, чтобы не приписать способности одного другому. Это именно Орлов - один мир, про который и написаны все (уже тринадцать!) его книги. Мир один, но герои разные. А Сила - везде.
Герои Орлова, а они, по крайней мере главные, меняются в каждой книге, различные люди, попадающие в различные ситуации и вылезающие из них, а вокруг, независимо от них, течет беспокойная жизнь остального мира. Все они разные - вояки, наркоманы, пилоты, журналисты, но есть одно объединяющее звено. Все они - психи. |